Контактные данные:
г. Саратов, ул. им. Лисина С.П., здание 7 Б
+7 (8452) 69-52-15
Пятница, 22.11.2019 года
Текущее время: 06:04
schedule Расписание занятий

Франция, Париж


История современного мемориала начинается еще во время Второй мировой войны: в 1943 году появилась инициатива создания архива документов о преследовании евреев во время Холокоста. Кроме сбора свидетельств преступлений нацистов и режима Виши, в 1950-м году был задуман первый мемориал неизвестной жертве Холокоста. Несмотря на возникшие противоречия, премьер-министр Израиля содействовал созданию мемориала, и в 1953 году в районе Марэ был заложен первый камень будущего мемориала. В 1956 году в крипту был помещен пепел из концлагерей и Варшавского гетто. Только в 2005 году мемориал был расширен и переименован в Мемориал Шоа (ивр. – «катастрофа»). Получается, что идея увековечить одну неизвестную жертву превратилась в идею увековечить память о шести миллионах жертв Катастрофы.



Сейчас Мемориал Шоа представляет собой центр по изучению истории Холокоста, включающий в себя музей, выставочное пространство, библиотеку и архив. Вечный огонь, зажженный на шестиконечной звезде из черного мрамора, был сохранен и теперь находится перед главным зданием. Мемориал также включает в себя «Стену имен», на которой написаны имена 76 тысяч евреев, депортированных из Франции во время Холокоста. Идея «комплексного» мемориала, таким образом, – это память о всех в целом и о каждом в отдельности; здесь сложным образом переплетается история частная, индивидуальная и история глобальная. Постепенное движение этого центра – от частного к общему, а затем – через создание «Стены имен» – к панораме частного, поименному называнию каждого.



Меморила жертвам депортации
В сквере Иль-де-Франс на острове Сите в начале 1960-х годов был создан еще один важный мемориал, посвященный жертвам депортации во время Второй мировой войны. Под жертвами депортации здесь подразумеваются люди, выданные режимом Виши фашистской Германии и погибшие в концлагерях. Имена 200 тысяч погибших французских граждан выгравированы на стенах подземной части мемориала, а наземная его часть представляет собой тюремный дворик, окруженный массивной стеной с единственным просветом – зарешеченным окном. Важно отметить, что эта часть мемориала сделана из камней, собранных во всех регионах и департаментах Франции. Символически такое архитектурное решение выражает идею общенациональной скорби. Мемориал становится символом общей вины, разделяемой всеми регионами, перед своими, французскими, гражданами. В пол дворика вмонтирована пластина с надписью «Они спустились в ад и не вернулись», а у входа находится могила неизвестного узника Холокоста, прах которого был перенесен сюда из лагеря смерти. Заметно, что этот мемориал и Мемориал Шоа устроены похожим образом: могила неизвестного узника снаружи и имена, начертанные на стенах, внутри. Кроме того, два мемориала, так или иначе связанных с Холокостом, расположены очень близко, в пешей доступности друг от друга; возведены они с разницей в десять лет, один – по приказанию Де Голля, другой – по инициативе «снизу». Важной разницей между ними можно считать масштаб и расставляемые акценты: Мемориал Шоа существует как память о глобальной Катастрофе шести миллионов человек, Мемориал жертвам депортации – как свидетельство национальной скорби, символическое «извинение» перед 200 тысячами человек, представителями французской нации. Оба мемориала работают с личной памятью и называнием имен; но один из них говорит об общечеловеческой травме, другой – о национальной катастрофе Франции.