Контактные данные:
г. Саратов, ул. им. Лисина С.П., зд. 7 Б
г. Саратов, пр-кт Героев Отечества, зд. 11 А
+7 (8452) 74-00-01
Суббота, 20.04.2024 года
Текущее время: 01:13
Расписание занятий

Родительский всеобуч

24.02.2021 15:00 Комментариев: 0
Современное образование. Проблемы и перспективы.


Жизнь скоротечна… Меняется все вокруг, меняются люди, условия жизни, исчезают и появляются новые профессии, с каждым годом увеличивается разрыв между наукой и практикой… Почему же мы по-прежнему считаем, что традиционное «советское» образование самое эффективное? Как и чему учить ребенка? Почему умные, старательные дети 11 лет учатся в школе, 5 лет в институте, а приходят работать и учатся заново или вынуждены менять профессию и уходить в другую сферу? Чем мы – взрослые и опытные можем помочь своим любимым мальчикам и девочкам, когда они выбирают свой путь и когда идут той дорогой, которую выбрали?
Чтобы помогать, нужно знать, что происходит… Александр Адамский, научный руководитель, АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» попытался в нескольких словах пояснить заботливым родителям современнее тенденции образования.
Обучение в школе по-прежнему делится на три ступени: начальную школу, среднее звено и старшее, но школа – это не только получение предметных знаний. Какие основные психологические новообразования должны быть сформированы на каждом этапе обучения, чтобы человек был успешен и мог самостоятельно идти по дороге, которую выбрал?
НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО – самая главная психологическая задача – научить ребенка учиться, чтобы сам процесс доставлял удовольствие. Если в период обучения в начальной школе ребенок не научился «учиться в кайф», если ему не интересен и не нравится сам процесс познания, дальше будет трудно всем: и ученику и учителю и родителям. Мы поговорим об этом ниже. Чтобы быть успешным, современный человек должен учиться всю жизнь. Научим маленького человечка учиться в удовольствие, дальше он будет успешно и радостно жить.

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО предполагает две основных психологических задачи:
  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно работать с информацией (добывать её и анализировать уровень достоверности).
  • Специалисты утверждают, что «время Ломоносовых» прошло, большинство реальных задач, которые ставят работодатели, можно решить только командными усилиями. Умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками, учиться у них, учиться вместе, руководить и подчиняться, самостоятельно выбирать безопасную, адекватную группу сверстников, с которой можно «подниматься», а не «падать», расширять количество групп, которые интересны за счёт студий, секций, друзей.
    Умение работать самостоятельно с информацией основополагающий навык. Каждый родитель обращал внимание, что школьник «смотрит в книгу…», ну, дальше вы знаете, слышит, но не слушает, из потока информации в информации в интернете выбирает совсем не то, что с нашей точки зрения нужно и полезно. С учетом сложившихся реалий, частичного дистанционного обучения, к которому многие участники образовательного процесса оказались не готовы, умение самостоятельно искать и анализировать достоверность информации становится еще более значимым. Зачастую, между умением работать с информацией и умением думать можно ставить знак равенства.
    СТАРШЕЕ ЗВЕНО – основных психологических новообразования два:
  • умение самостоятельно ставить для себя жизненные задачи и приоритеты;
  • самостоятельно добиваться реализации поставленных задач.
  • «Ему совсем ничего не нужно, он ничего не хочет…» – частая причина обращения родителей подростка к психологу. Значит, первые два периода (начальное и среднее звено) мы прошли с ошибками и нужна работа над этими ошибками. Трудно найти человека, который с радостью и вдохновением делает то, что его заставляют (проведите аналогию со своими действиями на работе). Подросток прилагает усилия, если сам поставил цель, если это цели, поставленные родителями, приходится включать «фактор внешней воли».
    Умение самостоятельно добиваться поставленных задач – это итог школьного обучения и личностного развития ребенка, плоды, которые мы совместными усилиями вырастили. Чтобы добиться результата в конце пути, нужно четко представлять его еще в начале. Не может выпускник самостоятельно добиваться поставленных целей, если до 17 лет взрослые решали, что ему делать, когда и как. Чтобы получить результат в 17 лет, начинать учить самостоятельности нужно с тех пор, как ребёнок учится ходить.
    Чему ещё учить ребенка, чтобы облегчить ему жизнь?
    Психологи выделяют несколько навыков, определяющих дальнейшую успешность:
  • устный счет;
  • знание родного языка(речевые ошибки слишком много говорят о человеке и слишком дорого обходятся);
  • билингвальность(знать как минимум один иностранный язык – жизненная необходимость в современных реалиях;
  • умение непрерывно учиться.
  • О последнем подробнее. Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего.
    Постоянное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет в разных профессиональных областях — новая реальность для среднестатистического гражданина 21 века.
    Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
    75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
    «Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных. Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг неё.
    Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
    Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами. Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний. Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней.
    Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
    Дорога длиною в век: по какому пути пойдет развитие человечества.
    Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
    Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
    Какие профессии могут исчезнуть в ближайшем будущем?
    Как переучиться и сменить профессию после 30?
    Пока непрерывное образование все ещё воспринимается как надстройка – дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
    Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
    Сделать прогноз вместе с подростками, какие перспективы их ждут и что больше ценится в современном обществе можно уже сейчас на основании анализа результатов приемной компании ведущих ВУЗов страны.
    Комментарии (0)
    avatar