23.02.2019
21:00
Комментариев: 0
20 февраля 2019 года в стенах лицея прошла работа регионального методического семинара «Качество обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС: единство урочной и внеурочной деятельности», организаторами которого выступили кафедра гуманитарного и эстетического образования Саратовского областного института развития образования и лаборатория истории и обществознания лицея «Солярис». Участниками семинара стали учителя истории и обществознания, руководители районных методических объединений различных муниципалитетов области.
На открытии семинара выступили старший методист кафедры гуманитарного и эстетического образования Ирина Каменчук и заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин лицея Елена Рыбчинская, отметившие актуальность рассматриваемой тематики семинара в условиях принятия и реализации новой концепции обществоведческого образования 2018 года. Также в рамках открытия учитель истории и обществознания Сергей Геращенко провёл занятие с участниками семинара в Первом школьном музее о музеях по теме «Возможности современной музейной педагогики. Пять музеев в истории Саратова».
Программа семинара состояла из трёх блоков: открытые уроки, внеурочные занятия и мастер-классы. На уроке обществознания по теме «Главные вопросы экономики» в 8 М классе учитель истории и обществознания Надежда Шевченко провела деловую бизнес-игру по формированию фирм-конкурентов, которым предстояло ответить на вечные вопросы экономической науки. Урок «Живое обществознание» в 10-2 классе, который провела учитель истории и обществознания Екатерина Акиньшина, был посвящён проблематике социальной мобильности и социального неравенства.
Урок права на тему «Основы трудового права РФ» в 11-2 классе проводился в рамках проекта «Сам себе эксперт». Данный проект на уроках повторения-обобщения реализует профильный класс под руководством учителя истории и обществознания Елены Рыбчинской. Обучающиеся работали в творческих группах по определённым тематическим направлениям: трудовой договор, рабочее время, дисциплинарная ответственность, особенности прав несовершеннолетних по ТК РФ. Каждая из групп составила свой кейс по представляемой теме, практико-ориентированные задания (жизненные ситуации), типичные задания ЕГЭ, включая план, а также подготовила собственные правила написания обществоведческого эссе – мини-сочинения. Группы проводили взаимный опрос, взаимную оценку своей работы, определяли дальнейшую работу по подготовке к экзамену. На уроке реализовывался системно-деятельностный подход, интерактивные методы обучения с применением принятой на вооружение лабораторией истории и обществознания кейс-технологии.
Блок внеурочной деятельности был представлен двумя занятиями: «Из третьего мира в первый» (7 Г класс) и «Мораль, власть и политика» (9 Г класс). В ходе занятия «Из третьего мира в первый» обучающимся было необходимо не только догадаться, что тема посвящена феномену сингапурского экономического чуда, но и попробовать себя в роли сингапурского предпринимателя, патриотично решившего поставить на поточное производство воду под национальным брендом. В завершении занятия лицеисты пришли к мнению о том, что если конвертировать свой труд в капитал знаний, то тоже можно оказаться на лидирующих позициях.
Занятие «Мораль, власть и политика», проведённое учителем истории и обществознания Сергеем Геращенко, было посвящено извечной теме соотношения морали и власти в политической деятельности. Обучающимся предстояло пройти раунды игры «Как вы думаете?», распределив высказывания о политических лидерах и их действиях по четырём позициям: «Всегда», «Никогда», «В большинстве случаев», «В некоторых случаях». Самыми спорными для четырёх групп политических экспертов, на которые были поделены девятиклассники, стали высказывания о том, что законы, принимаемые правителями, должны быть согласованы с народом, и о том, что главным ориентиром для политика должно быть мнение народа. В ходе дискуссии эксперты пришли к мнению о том, что к создавшейся ситуации применимо и является актуальным известная формула «цель оправдывает средства», ставящая все новые и новые вопросы перед обществом и властью в условиях совершенствования политических отношений.
Мастер-классы Надежды Шевченко и Елены Рыбчинской по тематике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию с использованием кейс-технологии вызвали живой интерес участников семинара. Педагогические работники лицея предметно, с опорой на собственный многолетний опыт, ответили на многие дискуссионные вопросы, касающиеся написания мини-сочинения, решения экономических заданий и др.
Мастер-класс Екатерины Акиньшиной «Секреты памяти: как легко усвоить и запомнить термины» познакомил присутствующих с доступными и лёгкими методиками запоминания исторической и обществоведческой терминологии, в том числе и с использованием ментальных карт, что практикуется как в младших, так и в старших классах лицея. Применение системы дифференциации терминов по трём кейсам – используемые постоянно, используемые время от времени и используемые редко – было взято на заметку многими учителями и методистами из районов области.
Подводя итоги регионального методического семинара, Ирина Каменчук отметила полное соответствие внешней формы образовательной среды лицея с её внутренним содержанием, которое проявляется в проведении качественных урочных и внеурочных занятий по обществознанию. Работа лаборатории истории и обществознания получила высокую оценку гостей и участников семинара, а также ряд предложений по её усовершенствованию и взаимодействию в рамках сетевого сотрудничества.
Комментарии (0)