STEAM-технология
«Мы учимся, когда мы что-то делаем».
поэт-метафизик Джордж Херберт.
поэт-метафизик Джордж Херберт.
Цель: повышение интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям, мотивация старшеклассников к продолжению образования в научно-технической сфере.
Задачи:
показать ученикам, как научный метод может быть применён к повседневной жизни;
реализовать доступность современного оборудования и инновационных программ;
обучить детей сотрудничеству, умению работать в команде;
развивать навыки общения;
развивать творческое мышление, понимание важности дизайна, осознание роли технологий.
Суть: реализация всевозможного, широчайшего выбора среди разнообразия профессионального развития. Основа - обучение с применением междисциплинарного и прикладного подхода. STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом.
S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics,
или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика.
или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика.
Актуальность: STEАM-технология необходима для создания такой среды обучения, которая позволяет школьникам быть более активными. Чтобы ни произошло, дети должны быть вовлечены в своё собственное обучение. Сегодня, когда мир пронизан вездесущими компьютерными сетями, ученикам необходимо создавать свой цифровой контент, запускать веб-сайты, обмениваться программами, критически мыслить. STEAM открывает новые возможности для творчества ученика. Сама деятельность школьников ставит перед ними ряд задач, которые необходимо решить. С помощью этих задач ребёнок не просто генерирует интересные идеи, но и воплощает их в жизнь, учится планировать свою деятельность, исходя из поставленной задачи и имеющихся ресурсов, что обязательно пригодится ему в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
представление результатов проектной, учебно-практической и учебно-исследовательской деятельности на конкурсах и конференциях различного уровня по естественно-техническим дисциплинам;
применение навыков использования инженерного подхода к решению реальных предметных, межпредметных и практических задач с интеграцией максимального количества навыков;
применение основ моделирования и художественно-технического проектирования, а также инженерного стиля мышления при нестандартном и креативном решении предметных, межпредметных и практических задач, поставленных перед собой самими учениками и их группами.
Основной метод обучения – проектный. Для решения реальных задач привлекаются ресурсы педагогов разных предметов. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями.
Основные методические подходы:
1. Ситуационный анализ. Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные межпредметные и практические задачи с интеграцией максимального количества навыков задачи и упражнения; кейс-стади.
2. Метод игрового проектирования.
3. Метод ситуационно-ролевых игр профессиональной направленности.
4. Разбор «деловой корреспонденции» и метод дискуссии.
5. Лабораторно-практическая деятельность учеников на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Метод практического познания.
7. Метод «перевёрнутого урока».
8. Создание проблемных ситуаций.
9. Групповые формы работы на уроке при проведении учебного исследования.
10. Информационные модули.
11. Ролевые и деловые игры – проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.
12. Кейс-студия – анализ участниками конкретных случаев по актуальным проблемам, их разбор участниками, описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».
13. Видеообсуждение – просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).
14. Обучение с арт-подходом: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.
1. Ситуационный анализ. Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные межпредметные и практические задачи с интеграцией максимального количества навыков задачи и упражнения; кейс-стади.
2. Метод игрового проектирования.
3. Метод ситуационно-ролевых игр профессиональной направленности.
4. Разбор «деловой корреспонденции» и метод дискуссии.
5. Лабораторно-практическая деятельность учеников на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Метод практического познания.
7. Метод «перевёрнутого урока».
8. Создание проблемных ситуаций.
9. Групповые формы работы на уроке при проведении учебного исследования.
10. Информационные модули.
11. Ролевые и деловые игры – проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.
12. Кейс-студия – анализ участниками конкретных случаев по актуальным проблемам, их разбор участниками, описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».
13. Видеообсуждение – просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).
14. Обучение с арт-подходом: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.
Благодаря STEАM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития.