Кейс-технология
Кейс-технология — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций - в России принято говорить: технология ситуативного анализа.
Суть технологии case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня.
Актуальность кейс-технологии в том, что это современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою.
Ожидаемые результаты: ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Типы кейс-методов |
Создание проблемной ситуации |
Подготовка кейса |
Содержание кейса |
Выбор создание итогового решения |
Обучающий кейс (Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный |
Преподаватель задает, определяет проблему |
Педагог готовит кейс
|
Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме |
Обучающимся предлагается высказать свои мнения. В итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся. |
Аналитический кейс (Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный |
Преподаватель задает, определяет проблему |
Педагог готовит кейс
|
Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме |
Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса |
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация |
Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) |
Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости
|
Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. |
Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией |
Исследовательский кейс (Case-study method). Study- исследование |
Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) |
Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют
|
Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме
|
Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс |
Формируемые компетентности.
Компетентности |
Их характеристика |
Способность принимать решения |
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. |
Способность к обучению |
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации |
Системное мышление |
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность |
Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкость |
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Способность работать с информацией |
Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую |
Упорство и целеустремлённость |
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Коммуникативные способности |
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт |
Способность к межличностным контактам |
Умение слушать и понимать собеседника |
Проблемность мышления |
Умение вырабатывать модели решения проблем |
Сценарное описание метода «Перспектива»
В рамках предлагаемой технологии интересен метод «Перспектива», в котором создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Новаторы - (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
- Пессимисты - (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
- Оптимисты - (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
- Эксперты - (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Необходимо особо отметить, что всем участникам предлагается заранее поработать с предложенным учителем кейсом, подумать над темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.
Сам метод предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд может длиться от 15 до 25 минут в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы, возраста учащихся и т.д.
Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 130 минут учебного времени (2 урока):
- 5 минут – организационные моменты; учитель напоминает о методе, о значении каждой «мыслешляпы»;
- 10 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;
- 15 минут – 1 раунд;
- 15 минут – 2 раунд;
- 15 минут – 3 раунд;
- 15 минут – 4 раунд;
- 15 минут – выводы, подведение итогов.
Каждый раунд длится 15 минут:
- 4 минуты - выступление новаторов;
- 1-2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
- 2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
- 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
- 2 минуты- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
- 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).
Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.
Важным моментом при использовании метода «Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко. Данный подход позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:
- на необходимость уважительного отношения к выступающим одноклассникам;
- на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, что позволит избежать ошибок, неточностей при оценивании в роли оптимистов, пессимистов, экспертов;
- на необходимость соблюдения протокола, на бережное и внимательное отношение ко времени и пр.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
|
Новаторы (зеленая шляпа) |
Пессимисты (черная шляпа) |
Оптимисты (желтая шляпа) |
Штрафы (красная шляпа) |
Итоговое количество баллов |
1 группа |
|
|
|
|
|
2 группа |
|
|
|
|
|
3 группа |
|
|
|
|
|
4 группа |
|
|
|
|
|
В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу.