Контактные данные:
г. Саратов, ул. им. Лисина С.П., зд. 7 Б
г. Саратов, пр-кт Героев Отечества, зд. 11 А
+7 (8452) 74-00-01
Суббота, 20.04.2024 года
Текущее время: 11:59
Расписание занятий

Кафедра гуманитарных дисциплин

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?





Кейс-технология

Кейс-технология — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций - в России принято говорить: технология ситуативного анализа.

Суть технологии  case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня.

Актуальность кейс-технологии в том, что это современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию  самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою.

Ожидаемые результаты: ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

 

Типы кейс-методов

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

В итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит несколько вариантов

(3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

 

 

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

 

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

 

           Формируемые компетентности.

 

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Сценарное описание метода «Перспектива»

В рамках предлагаемой  технологии интересен метод  «Перспектива», в котором  создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы - (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
  • Пессимисты - (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
  • Оптимисты - (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
  • Эксперты - (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале,  обосновывают свое мнение).

Необходимо особо отметить, что всем участникам предлагается заранее поработать с предложенным учителем кейсом, подумать над темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

Сам метод предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе  предлагается поработать   в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных  ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд может длиться от 15 до 25 минут в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы, возраста учащихся и т.д.

Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 130 минут учебного времени (2 урока):

  • 5 минут – организационные моменты; учитель напоминает о методе, о значении каждой «мыслешляпы»;
  • 10 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;
  • 15 минут – 1 раунд;
  • 15 минут – 2 раунд;
  • 15 минут – 3 раунд;
  • 15 минут – 4 раунд;
  • 15 минут – выводы, подведение итогов.

Каждый раунд длится 15 минут:

  • 4 минуты - выступление новаторов;
  • 1-2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
  • 2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
  • 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
  • 2 минуты- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы  с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается). 

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.

Важным моментом при использовании метода «Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко. Данный подход позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:

  • на необходимость уважительного отношения к выступающим одноклассникам;
  • на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, что позволит избежать ошибок, неточностей при оценивании в роли оптимистов, пессимистов, экспертов;
  • на необходимость соблюдения протокола, на бережное и внимательное отношение ко времени и пр.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

 

 

Новаторы (зеленая шляпа)

Пессимисты (черная шляпа)

Оптимисты (желтая шляпа)

Штрафы (красная шляпа)

Итоговое количество баллов

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

 В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу.


Документация